Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 14 августа 2009 г.
№ 593
Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих
Раздел
«Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС)
предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых
отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом
образовательных учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех
разделов: I – «Общие положения», II
– «Должности руководителей», III – «Должности
педагогических работников», IV – «Должности
учебно-вспомогательного персонала».
3. Требования, предъявляемые ЕКС к
работникам образования направлены на повышение результативности их труда,
трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников
образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого
потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При
этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих
адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач,
носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои
действия. К основным составляющим компетентности работников образования
относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Основные
составляющие компетентности руководителей
Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих
своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных
профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение
нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие
изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными
технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными
технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.
Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с различными
организациями, органами власти и управления, их представителями;
владение деловой перепиской; умение
вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по
работе; способность разрешения
напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его
позиций, предложений; владение навыками
ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера),
аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.
Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих
эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в
соответствии с системой приоритетов;
использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с
различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать
решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение
школьной документации на электронных носителях.
Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих
эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных
нормативных правовых документов органов
власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие
управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.
Основные
составляющие компетентности педагогических работников
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных
профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической
деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение
современными образовательными технологиями, технологиями педагогической
диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью),
психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими
приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации
в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий
с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной
рефлексии.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям
педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной
проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную
работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами,
готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать
решение педагогических проблем и практических задач, использование
автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная
деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности,
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых
образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной
документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с обучающимися
(воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их
замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику
взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для
достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать,
аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью
устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы,
отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и
иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих
профессиональных задач.
Основные
составляющие компетентности учебно-вспомогательного персонала
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное решение типичных профессиональных задач, возникающих в реальных
ситуациях, связанных с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников,
детей); владение необходимыми методическими приемами и средствами, их
качественное применение.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям
образовательного процесса, использование различных информационных ресурсов,
профессиональных инструментов, готовых программно-методических комплексов для
выполнения типичных профессиональных практических задач; использование
компьютерных и мультимедийных технологий в образовательном процессе, ведение
школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное установление контакта и взаимодействие с обучающимися
(воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями, (лицами их замещающими),
коллегами по работе; умение
реализовывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми,
организовывать их совместную деятельность для достижения поставленных целей;
владение приемами убеждения,
государственным языком, грамотной официальной письменной речью, техникой
общения и профессиональным этикетом.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых
документов для решения профессиональных задач.
4. Квалификационные характеристики,
содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
ЕКС (далее – квалификационные характеристики), призваны способствовать
правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации,
рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения
функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению
единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним
квалификационных требований.
5. Квалификационные характеристики могут
применяться в качестве нормативных документов или служить основой для
разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных
обязанностей работников, с учетом
особенностей организации труда и
управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При
необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную
характеристику определенной должности, могут быть распределены между
несколькими исполнителями.
6. Квалификационная характеристика
каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и
«Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности»
содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или
частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом
технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих
обеспечить оптимальную специализацию по
должностям служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся
основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний,
а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений,
инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен
применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации»
определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об
образовании, а также требования к стажу
работы.
7. При разработке должностных инструкций
допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности
в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный
период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся,
воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
8. В целях совершенствования организации
и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга
их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной
характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования
работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных
квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.
9. При разработке должностных инструкций
по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а
также по должностям работников, свойственным другим видам экономической
деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные
руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники
библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные
для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях.
9. Должностное наименование «старший»
применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными
ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения
и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на
него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
10. Лица, не
имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе
«Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и
компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке
исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и
лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Учитель
Должностные
обязанности. Осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики
преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов, современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с
образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую
программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные
виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие
его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,
реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события
современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней
образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу,
программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в
своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную
дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и
репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в
условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит
предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном
учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов
образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и
других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями
(лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимом для решения педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную
физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и
учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования
к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации
труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы
формирования основных составляющих компетентности (профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и
педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительная
профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Педагог дополнительного
образования (включая старшего)
Должностные
обязанности. Осуществляет
дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного
и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные
образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы
занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает
в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой,
обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в
т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает
особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов,
объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во
время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением
обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного
образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного
образования, других педагогических работников в проектировании развивающей
образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую
помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового
их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих
инициатив.
Должен
знать: приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы
их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов;
содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков,
секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов,
организаций и ассоциаций; методы развития мастерства, формирования основных
составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной,
информационной, правовой); современные педагогические технологии:
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспит
|