Четверг, 19.09.2024, 22:27
Сайт СЕРЕБРЯКОВА Сергея Николаевича
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Cтатьи по педагогике [1]
Другие статьи [30]
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Другие статьи

О единстве Руси

О единстве Руси

Сегодня на фоне событий, происходящих на Украине, злободневность обрёл вопрос о русском языке на её землях, а если брать шире – вопрос о происхождении Руси. Не секрет, что уже не первое десятилетие в кругах научной общественности идёт полемика на тему, являются ли русские и украинцы одним народом. В связи с этим уместно вспомнить статью известного украинского историка и публициста Александра Каревина, опубликованную несколько лет назад в киевском еженедельнике «2000» под заголовком «То, что сковали века» (публикуется с небольшими сокращениями).

НУЖНО признать, что точка зрения: «Русские – это русские, а украинцы – это украинцы. Это два разных народа», доминирует в обществе. Такого взгляда придерживается большинство людей как на Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных.

Со времён существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяславль и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме – всё это Русская земля, населённая единым русским народом.

Это народное единство отчётливо сознавалось в разных концах Руси. Сознавалось даже тогда, когда древнерусское государство раздробилось на отдельные княжества и юго-западная часть бывшей Киевской державы подверглась польско-литовскому завоеванию, а на северо-востоке началось объединение русских земель вокруг Москвы.

В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та и другая – Русская земля с русским народом. Для наших летописцев в Великом княжестве Литовском – Москва, Тверь, Новгород, а для летописцев в Великом княжестве Московском – Киев, Чернигов, Полоцк оставались Русью наряду с городами и областями своих стран. В 1561 году из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать её «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому, русскому литовскому да и рускому московскому, да и повсюду всем православным христианам».

В 1591 году Львовское православное братство издало «Грамматику» в наставление «многоименитому российскому роду», под которым во Львове подразумевали народ и Юго-Западной, и Северо-Восточной Руси. В «Протестации» – антиуниатском произведении, составленном в 1621 году Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриарху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи».

Спустя три года тот же митрополит выступил с инициативой воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, разработал совместно с запорожскими казаками план такого воссоединения, направил посольство в Москву, и только слабость Русского государства (ещё не оправившегося от потрясений Смутного времени) не позволила намерению митрополита воплотиться в жизнь.

ЛЮБОПЫТЕН и взгляд на русское единство автора Густынской летописи (составлена в первой половине XVII века в Густынском монастыре близ Прилук). Он сообщает, что «народ славенский или руский, от своего начала даже доселе неединого нарицаешеся».

Далее перечисляются разные названия народа – древние (поляне, древляне, северяне, кривичи и др.) и современные летописцу (Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье и др.). «Но, - замечает автор летописи, - обаче ещё и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яки сим все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

В свою очередь в знаменитом «Синопсисе», первом учебнике по истории Руси, изданном в Киеве в 1674 году (его автором, предположительно, был архимандрит Киево-Печёрской лавры Иннокентий Гизель), подчёркивалось, что русские расселились по многим краям. «Иные над морем Чёрным Понтским Евксином; иные – над Танаис или Доном и Волгою реками; иные – над Дунайскими, Днестровыми, Днепровыми, Десновыми берегами». Но всё это, указывает «Синопсис», «един и тойжде народ».

Того же мнения придерживались западноевропейские учёные, писатели, путешественники, дипломаты. Они также отмечали этническое единство Руси. Иногда, впрочем, зарубежные авторы употребляли для обозначения русского населения иные наименования - росы, рутены, московиты. Но эти названия являлись лишь синонимами к слову «русские».

Так, Антонио Поссевино, находившийся на службе у Римского папы иезуит, возглавивший в 1581–1582 годах дипломатическую миссию в Москву, сообщал затем в своём сочинении «Московия», что Русь приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». А журнал «Голландский Меркурий» опубликовал в номере за март 1656 года статью о Львове, где указывалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты.

И УЖ, КОНЕЧНО, прекрасно известно было о единстве русского народа в Польше и (позднее) в Австрии – странах, во владении которых оказывались земли Юго-Западной Руси. К примеру, после начала восстания Богдана Хмельницкого воевода Брацлавский Адам Кисиль (русин по происхождению, но действовавший на стороне поляков против собственного народа) 31 мая 1648 года в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут прийти московиты. «Кто может поручиться за них? - вопрошал Кисиль. - Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».

О событиях того времени сохранились интересные мемуары Натана Ганновера. Он свидетельствует, что сначала против польской власти восстали «русские, жившие в Малороссии», а затем к ним на подмогу явились «русские, жившие в Московском царстве». Как известно, воссоединить с Русским государством тогда удалось лишь Левобережье, Киев и Смоленщину. Польша временно удержала за собой Белоруссию и Правобережную Украину.

Однако население этих областей явно тяготело к России. И польские магнаты, боясь потерять свои владения в ещё остававшейся под их контролем части Руси, разработали специальный проект уничтожения подвластных им русских. Он предусматривал множество различных мер – от недопущения представителей коренного населения к занятию государственных должностей до неприкрыто кровожадного: «переловить русских, истребить их, а оставшийся после них край можно будет заселить народом польским и мазовецким». Проект был обнародован в Варшаве в 1717 году, встретив бурное одобрение шляхты и католического духовенства.

НЕЛИШНИМ будет напомнить, что к тому времени Польша не включала в себя территорий, населённых великорусами. Но украинцев (малорусов) и белорусов поляки тоже считали русскими. Уместно привести и следующий пример, территориально далёкий от Украины. В XVIII веке в составе Австрии находились обширные области, населённые сербами. Императрица Мария-Терезия, фанатичная католичка, мечтала обратить их в свою веру. Сербы же стойко держались православия, видя моральную опору в России. Чтобы сломить их упорство, в Вене решили переселить к сербам несколько тысяч семей униатов из Закарпатья (Угорской Руси). «Униаты – русские, этот факт, по расчётам правительства Марии-Терезии, на православных сербов должен был произвести магическое впечатление», - замечал описывавший те события историк. И хотя намеченной цели католические правители не достигли, для нас в данном историческом эпизоде важно другое: австрийские власти считали жителей Закарпатья, как, кстати, и Галиции (Червонной, или Галицкой Руси), и Буковины (Зелёной Руси), одним народом с великорусами.

Между прочим, сами галичане, буковинцы, закарпатцы считали так же. «Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей, - говорил видный галицкий писатель, депутат австрийского парламента и галицкого сейма, священник Иоанн Наумович. - И хотя я малорусин, а там живут великорусы, хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские».

В 1863 году, после разгрома в России польского мятежа, поляки Тернополя облачились в траур по погибшим повстанцам. В ответ малорусское население города устроило «Русский бал» в честь победы своих (русских) войск. «Трёхмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского», - констатировалось в принятой в марте 1871 года программе «Русской Рады», общественной организации, признаваемой тогда всеми слоями коренного населения Галиции в качестве защитницы их интересов.

А в 1914 году, когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу-Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Таковы факты. На мой взгляд, они доказывают: украинцы имеют не меньше оснований считаться русскими, чем великорусы. Это один народ.

ВЕТВЯМИ «нашей общей нации» называл «две русские народности» – великорусскую и малорусскую – известный украинский историк Николай Костомаров (белорусов он считал разновидностью великорусской ветви). Единым национальным организмом были Великороссия и Малороссия и по мнению другого видного украинского учёного Михаила Максимовича. Аналогичной точки зрения придерживался Пантелеймон Кулиш, написавший замечательную (и до сих пор замалчиваемую в Украине) книгу «История воссоединения Руси».

Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте её так немилосердно», - писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич.

С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ века этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы – единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии.

Иное утверждали лишь ярые враги Руси, стремившиеся к ослаблению русской нации путем её расчленения. Из этих деятелей наиболее чётко и откровенно высказался польский публицист Влодзимеж Бончковский. Он призывал всеми силами внушать коренному населению Украины, что оно не русское. «Для чего и почему? - риторически восклицал Бончковский и пояснял: - Потому, чтобы на востоке не иметь дела с 90 млн. великороссов плюс 40 млн. малороссов, неразделённых между собой, единых национально».

Но это была не наука. Это была политика. Причём политика, продиктованная ненавистью к Украине. И ещё одно. Признание национального единства великорусов и малорусов (русских и украинцев) вовсе не обязательно должно ставить под сомнение логику существования независимой Украины (этого сегодня остерегаются многие). Сосуществуют же Германия и Австрия, две независимые страны, населённые одной немецкой нацией! Сосуществуют Греция и Кипр!

Подобные примеры можно найти и за пределами Европы. Целесообразность существования самостоятельных государств - вопрос политический. Но не политикой единой жив человек.

В заключение приведу цитату из монографии выдающегося чешского славяноведа Любора Нидерле. Монография вышла в 1924 году. Её автор наблюдал гибель Российской империи, распад великого государства и все усиливающиеся попытки разъединить великорусов и малорусов, натравить их друг на друга. Как видим, аналогия с современностью напрашивается сама собой. И нет ничего удивительного, что слова учёного с мировым именем кажутся написанными совсем недавно: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия, даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, всё же останутся частями единого народа... Слишком много общего ещё и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

 

Для 83 процентов украинцев родной язык – русский

Несколько лет назад американские эксперты из Института Гэллапа – одного из наиболее авторитетных исследовательских институтов в мире – выяснили, что для 83 процентов украинцев родной язык – русский. Социологи стремились выяснить, насколько широко употребляется русский язык в повседневной жизни населением республик бывшего СССР. Полученные результаты были опубликованы в официальном издании Института.

Один из главных вопросов исследования, на котором основываются результаты, звучал так: «На каком языке вы предпочитаете проводить интервью – на английском, местном (украинском, молдавском, грузинском и т.д.) или на русском». Подавляющее большинство опрошенных выбрало русский. На Украине этот показатель составил 83 процента.

Таким образом, на Украине подавляющее большинство населения рассматривает русский как родной язык общения. То есть 83 процента населения Украины думает и говорит по-русски.



Источник: http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/15186-o-edinstve-rusi
Категория: Другие статьи | Добавил: Serebryakov (29.03.2014)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 288
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz