И первым бойцом явился Петр Николаевич Нестеров. Слава тебе, русский герой! Слава Богу, что русские таковы! Евграф Крутень летчик-истребитель, прославившийся в период Первой мировой войны.
Нож, «кошка» и высший пилотаж
В начале Первой мировой войны авиация вооружения не имела. «Вороны, а не ястребы!» – с горечью говорил командир авиаотряда Петр Нестеров. Летчики в то время в основном занималась воздушной разведкой – их называли «глазами армии». Пулеметы на борту появились позже, а пока приходилось обходиться, так сказать, подручными средствами.
Нестеров приладил к хвосту своего самолета большой пилообразный нож, чтобы пропарывать оболочки аэростатов. На длинный трос цеплял «кошку» – умелым маневром разбивал винт самолета противника. Когда начались бомбардировки вражеских позиций с воздуха, Нестеров провел их первым. Результат превзошел все ожидания русского командования, а вот австрийцам очень не понравился. «За голову» Нестерова была назначена крупная награда. Но деньги никому не достались. «Подловить» в воздухе основателя высшего пилотажа было невозможно – небо было его стихией, там он был неуязвимым.
Земля и небо
В Гатчинскую авиашколу Нестеров поступил в двадцать четыре года. Окончил артиллерийское училище в 1906 году, служил во Владивостоке и однажды увидел в небе аэростат. Говорил, что с этой минуты «заболел воздухом». Его интересовало решительно все, что связано с авиацией. В 1910 году он сконструировал планер, пытаясь воплотить свою идею о летательном аппарате, «движения которого всецело подчинялись бы воле пилота». Совершил несколько длительных беспосадочных перелетов, ставших рекордом того времени. В Гатчинской авиашколе Нестеров первым в мире начал летать ночью, при свете горящих костров. Поднимался во время тренировочных полетов на высоту до 1600 метров – в те годы на такое никто бы не рискнул. В августе 1913 года выполнил в небе свою знаменитую «мертвую петлю». Так рождалось будущее военной авиации – высший пилотаж… Кроме «воздушных экспериментов», Нестеров занимался разработкой прожектора на самолетах для ночной разведки, мечтал о создании идеальной модели истребителя. Осуществить задуманное не успел – в августе 1914 года началась война. Он был назначен командиром авиаотряда и отправился на Юго-Западный фронт.
Воздушный бой.
Грозное оружие
«Вчера три неприятельских самолета хотели нагло прорваться, но стоило мне подняться, как сразу же утекли назад. Hу, покажись они еще раз над моим аэродромом! Я придумал против них одно средство – буду биться в воздухе! Только ты не беспокойся, риску в этом никакого…» – написал Нестеров жене 26 августа 1914 года. В этот же день он погиб. Вылетел на перехват австрийского разведчика, покружил над ним, приглашая «садиться по-хорошему». Австриец не отреагировал, и тогда Нестеров атаковал… «Все произошло в какие-то доли секунды. Впечатление было такое, что на мгновение оба самолета как бы замерли в воздухе. Затем австриец со сломанными крыльями стремительно рухнул вниз. Самолет Нестерова резко качнуло, накренило, и он стал стремительно падать... Когда мы подбежали, среди обломков лежало его тело. Многие плакали, не стыдясь слез» – рассказывал один из боевых товарищей. Это был первый в мире воздушный таран. Петра Николаевича отпевали в Никольском военном соборе и похоронили как национального героя. Через семь месяцев его подвиг повторил летчик Александр Козаков. Атака была удачной, пилот благополучно возвратился на аэродром. В годы Великой Отечественной войны многие советские летчики совершали тараны, не щадя своей жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. В памяти народа навсегда остался подвиг капитана Николая Гастелло, который в 1941 году направил свой горящий самолет на танковую колонну противника, подвиг двадцатитрехлетнего младшего лейтенанта Виктора Талалихина - одного из первых летчиков, применивших ночной таран, и многих других наших летчиков-героев. Первый в истории реактивной авиации таран совершил в 1973 году капитан Геннадий Елисеев, уничтоживший своим перехватчиком иранский самолет-истребитель, нарушивший наши границы. В 1994 году была учреждена медаль П.Н. Нестерова– награда «за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества». В Российской авиации эта медаль считается самой почетной.